А помните, что я обещала статью о Советском джазе?
Итак, советский джаз. Данное словосочетание рождает, как правило, привычный ассоциативный ряд: Леонид Утесов, кинофильм "Веселые ребята", удалые фокстроты и танго (атмосфера, удачно воспроизведенная в фильме "Ликвидация" и лентах Тодоровского с неизменной "Риоритой"). Спору нет, в 30-е и 40-е годы все это имело место быть и именовалось джазом. Ввиду отсутствия другой терминологии. Кстати, тот же Утесов, знавший и ценивший подлинный - американский - джаз, чувствовал, что не джаз он исполняет, а нечто совсем другое (хоть и рядом лежащее). По преданию именно он изобрел определение "эстрадный оркестр", освободив композиторов-песенников и коллег-исполнителей от грозного "буржуазного" ярлыка, в годы иные грозившего лагерным сроком (что подтверждают биографии пионеров советского джаза - Варламова, Терпиловского, вынужденного эмигранта Эдди Рознера и многих других).
Попытки исполнять подлинный джаз в 30-е годы предпринимались. Послушайте записи оркестров того же Варламова или виртуозного пианиста и дирижера Цфасмана.
http://www.musvid.net/muscat/%E4%E6%E0%E7+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0/5
Трудно воспринимать это звучание избалованным ухом современного слушателя - качество ужасающее (по понятным причинам). Впрочем, современные оркестры к юбилейным датам "подняли" ноты оркестровок Цфасмана и других музыкантов, сыграли и... выяснилось, что это изящная, виртуозная музыка, исполнить которую "на уровне" отнюдь не просто. Причем звучит она свежо и молодо.
Однако, не об этом джазе речь. Хотя "сталинский" джаз тема очень интересная, до конца не исследованная и заслуживающая большего внимания (например, феномен немыслимого сочетания тоталитаризма и самой свободной музыки в мире, которую Гитлер запрещал как расово неполноценную). Поговорим о временах более поздних - хрущевских, брежневских.
В 50-е годы джаз запретили. Уже не спасала идеологема о музыке угнетенных рабов-негров - началась "холодная война" с США. Следовательно, джаз - растлевающая сознание советской молодежи идеологическая диверсия врага. Интересный это был период: в школы вернули гимназические наряды дореволюционных времен, вместо полек и вальсов на школьных вечерах танцевали па-де-катр и па-д-эспань. По радио звучала строгая классика и оркестры народных инструментов (царицей эфира стала балалайка). песни приспосабливались под аккомпанемент домр и хорового пения, что выглядело порой довольно нелепо. Продолжалось это до 1956-57 годов, то есть до фестиваля молодежи и студентов и появления фильмов "Карнавальная ночь" и "Девушка с гитарой"
Потом "прорвало" и идеологические запреты как бы сами собой отменились (хрущевская "оттепель").
В 60-е годы произошло окончательное отделение джаза от "эстрады". Молодые музыканты не смотря на "железный занавес" и информационный голод, осознали, что в США и Западной Европе джазом называют музыку, основанную на импровизации и не приспособленную под танцы. Музыку концертную, клубную, фестивальную и рассчитанную на специфическую аудиторию любителей и знатоков, преимущественно интеллектуалов. Поколение хрущевской "оттепели" начало экспериментировать, училось импровизировать и творить в новом, довольно не привычном для советского сознания стиле. Заранее оговариваюсь: эти эксперименты имели мало общего с движением "стиляг", хотя первые джазмены "кормились" на танцах и ресторанных залах. Иначе было не выжить материально.
Собственно, именно в 60-ые годы начинается история советского джаза как отдельного жанра музыкального искусства огромной страны. Молодые люди начинавшие свой путь тогда, стали первыми звездами этого стиля и лидерами на долгие годы - Алексей Козлов, Георгий Гаранян, Игорь Бриль и многие, многие другие. (Кстати, всеми полюбившиеся мелодии из кинофильмов Гайдая озвучивал именно оркестр легендарного Гараняна, это я так, чисто вспомнила:))
Хочется вспомнить выдающийся оркестр Вадима Людвиковского - квинтэссенцию подлинного советского джаза 60-х годов. Возник он не пустом месте: немало поколений джазменов прошли свои "университеты" в прекрасных оркестрах Эдди Рознера, Олега Лунстрема, Иосифа Вайнштейна. Эдди Рознер, "отсидев" положенное в лагерях, вернулся и создал удивительный по мощи и сложности биг-бенд (лучший образца 1969г.). В нем играли в основном ленинградцы - Генадий Гольштейн, Константин Носов, Давид Голощекин (выступает поныне, рекомендую его послушать). Прехавший из Шанхая оркестр русских эмигрантов под управлением Олега Лунстрема быстро пополнился молодыми московскими музыкантами и просуществовал так долго, что вошел в книгу рекордов Гиннеса. Кстати существует и поныне - даже после смерти его бессменного лидера (в 2005г.) руководит этим оркестром Борис Фрумкин.
Папа сказал, написать "to be continued..."
Вот прямо сейчас ее вам и представлю. Написана она моим фантастическим отцом, Анатолием Головко, человеком незаурядным и эрудированным, а по совместительству классным барабанщиком и просто знающим свое дело человеком. А дел у него, уж поверьте. Вот и затянулась наша "песня" на несколько месяцев, но за то есть, что почитать.
Не задерживаю более.
Знакомьтесь!
Трудно предположить, насколько актуально то, о чем ниже следует. Не исключаю, что вовсе не интересно для "племени младого", в электронную музыку погруженного (* самой нравится;) прим. автора блога), о Советском Союзе представление имеющего смутное. Однако попробую.
Итак, советский джаз. Данное словосочетание рождает, как правило, привычный ассоциативный ряд: Леонид Утесов, кинофильм "Веселые ребята", удалые фокстроты и танго (атмосфера, удачно воспроизведенная в фильме "Ликвидация" и лентах Тодоровского с неизменной "Риоритой"). Спору нет, в 30-е и 40-е годы все это имело место быть и именовалось джазом. Ввиду отсутствия другой терминологии. Кстати, тот же Утесов, знавший и ценивший подлинный - американский - джаз, чувствовал, что не джаз он исполняет, а нечто совсем другое (хоть и рядом лежащее). По преданию именно он изобрел определение "эстрадный оркестр", освободив композиторов-песенников и коллег-исполнителей от грозного "буржуазного" ярлыка, в годы иные грозившего лагерным сроком (что подтверждают биографии пионеров советского джаза - Варламова, Терпиловского, вынужденного эмигранта Эдди Рознера и многих других).
Попытки исполнять подлинный джаз в 30-е годы предпринимались. Послушайте записи оркестров того же Варламова или виртуозного пианиста и дирижера Цфасмана.
http://www.musvid.net/muscat/%E4%E6%E0%E7+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0/5
Трудно воспринимать это звучание избалованным ухом современного слушателя - качество ужасающее (по понятным причинам). Впрочем, современные оркестры к юбилейным датам "подняли" ноты оркестровок Цфасмана и других музыкантов, сыграли и... выяснилось, что это изящная, виртуозная музыка, исполнить которую "на уровне" отнюдь не просто. Причем звучит она свежо и молодо.
Однако, не об этом джазе речь. Хотя "сталинский" джаз тема очень интересная, до конца не исследованная и заслуживающая большего внимания (например, феномен немыслимого сочетания тоталитаризма и самой свободной музыки в мире, которую Гитлер запрещал как расово неполноценную). Поговорим о временах более поздних - хрущевских, брежневских.
В 50-е годы джаз запретили. Уже не спасала идеологема о музыке угнетенных рабов-негров - началась "холодная война" с США. Следовательно, джаз - растлевающая сознание советской молодежи идеологическая диверсия врага. Интересный это был период: в школы вернули гимназические наряды дореволюционных времен, вместо полек и вальсов на школьных вечерах танцевали па-де-катр и па-д-эспань. По радио звучала строгая классика и оркестры народных инструментов (царицей эфира стала балалайка). песни приспосабливались под аккомпанемент домр и хорового пения, что выглядело порой довольно нелепо. Продолжалось это до 1956-57 годов, то есть до фестиваля молодежи и студентов и появления фильмов "Карнавальная ночь" и "Девушка с гитарой"
Потом "прорвало" и идеологические запреты как бы сами собой отменились (хрущевская "оттепель").
В 60-е годы произошло окончательное отделение джаза от "эстрады". Молодые музыканты не смотря на "железный занавес" и информационный голод, осознали, что в США и Западной Европе джазом называют музыку, основанную на импровизации и не приспособленную под танцы. Музыку концертную, клубную, фестивальную и рассчитанную на специфическую аудиторию любителей и знатоков, преимущественно интеллектуалов. Поколение хрущевской "оттепели" начало экспериментировать, училось импровизировать и творить в новом, довольно не привычном для советского сознания стиле. Заранее оговариваюсь: эти эксперименты имели мало общего с движением "стиляг", хотя первые джазмены "кормились" на танцах и ресторанных залах. Иначе было не выжить материально.
Хочется вспомнить выдающийся оркестр Вадима Людвиковского - квинтэссенцию подлинного советского джаза 60-х годов. Возник он не пустом месте: немало поколений джазменов прошли свои "университеты" в прекрасных оркестрах Эдди Рознера, Олега Лунстрема, Иосифа Вайнштейна. Эдди Рознер, "отсидев" положенное в лагерях, вернулся и создал удивительный по мощи и сложности биг-бенд (лучший образца 1969г.). В нем играли в основном ленинградцы - Генадий Гольштейн, Константин Носов, Давид Голощекин (выступает поныне, рекомендую его послушать). Прехавший из Шанхая оркестр русских эмигрантов под управлением Олега Лунстрема быстро пополнился молодыми московскими музыкантами и просуществовал так долго, что вошел в книгу рекордов Гиннеса. Кстати существует и поныне - даже после смерти его бессменного лидера (в 2005г.) руководит этим оркестром Борис Фрумкин.
Папа сказал, написать "to be continued..."
(Кстати, всеми полюбившиеся мелодии из кинофильмов Гайдая озвучивал именно оркестр легендарного Гараняна, это я так, чисто вспомнила:))
ВідповістиВидалити--------
Оркестра Гараняна тогда ещё не было. Был оркестр Людвиковского. Вадим Николаевич позволял и поощрял внутри коллектива квартеты, квинтеты и тд, как для развития музыкантов, так и да, для зарабатывания музыкантами "лишней копеечки", которая совсем не была лишней, учитывая зарплаты музыкантов по тем временам. Блдее того, в фильмах Гайдая не только квартет Гараняна писал музыку, но порой и половина, а то и больше музыкантов оркестра Людвиковского.
Позвольте все таки не согласиться, сильно спорить я ни в коем случае не стану, но приведу пример.
ВідповістиВидалитиМузыка из к/ф “БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА” “Кончилось лето”
Музыка – А. Зацепин
Оркестр п/у Г. Гараняна
Разве нет так?